Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми старших групп, мы заметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие
полу ребенка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в
процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять
обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляли желания прийти на
помощь девочкам тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили
помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое
обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации
детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их
анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях
воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу
"так, как воспитывали меня".
Все
это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для
гендерной социализации старших дошкольников. Мы уверены: социальное осознанное
воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребенок
начинает различать пол. Сложность такой работы заключается в том, что и
педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях
физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.
Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов,
поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с
мальчиками.
Выстраивание модели образовательного пространства велось в 4 направлениях:
Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях
мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения; Пропаганда
педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в
педпроцессе; Построение развивающей
среды; Построение модели педпроцесса.
На
начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического
коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения
к воспитанию мальчиков и девочек. Под руководством старшего воспитателя
педагоги подбирали и анализировали материал по данной теме. В методическом
кабинете материал систематизировался по разделам: теоретический материал для
семинаров и консультаций с педагогами; консультативный материал для родителей; организация
предметно- развивающей среды; практический материал по организации и проведению
занятий с детьми с учетом особенностей пола.
В
течение учебного года данная тема рассматривалась на педсовете, воспитатель по
обучению физической культуре провела консультацию "Дифференцированный
подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста", психологом
ДОУ был проведен семинар-практикум для педагогов "Гендерный подход в
воспитании и обучении дошкольников". На базе нашего МДОУ был проведен
семинар "Роль детского сада в гендерном воспитании детей дошкольного
возраста", в котором приняли участие руководители и психологи дошкольных
учреждений, родители воспитанников, учителя начальной школы, врач Центра
медпрофилактики.
С
целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам
воспитания мальчиков и девочек в "Уголках для родителей" оформлялась
наглядная информация, работал детско-родительский клуб "Дорога
радости", на родительских собраниях производился обмен опытом по
воспитанию детей, проводилось индивидуальное психологическое консультирование.
Администрацией ДОУ была организована встреча родителей с врачом-гинекологом на
тему "Гигиена мальчиков и девочек", издан спецвыпуск газеты
"Васильковые вести", посвященный вопросам полоролевого воспитания.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс способствовало
повышению результативности деятельности педагогов. В гостях у детей побывали
родители-представители различных профессий: швея, повар, плотник, тренер
спортивной школы; совместно с родителями дети изготавливали дома атрибуты к
сюжетно-ролевым играм; была организована "Неделя добрых дел в семье".
В каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама с дочкой, папа с сыном - вместе
смотримся красиво!", "Лучшая в мире семья - моя!", "Моя
дружная семейка", в конце учебного года был проведен конкурс "Руки
папы, ручки мамы и мои ручонки", посвященный Году семьи. Совместно с
родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: "День
влюбленных", "Шоу всемогущих пап", "Бенефис девочек",
"Рыцарский турнир", "День матери", конкурс семейных
талантов "МинуТка славы", спортивные праздники.
Модель
педагогического процесса выстроена таким образом, что при сохранении смешанных
групп используется дифференцированный подход к воспитанию и обучению мальчиков
и девочек в разных видах деятельности. При организации и проведении занятий
педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек:
девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам- ориентированные на
поисковую деятельность, с девочками подробно проговаривают инструкции по
выполнению заданий, а мальчикам сообщают лишь принцип их выполнения, при
анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. Цели занятий формулируются
с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется
разная дозировка упражнений и разные основные виды движений; на музыкальных
занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с
учетом пола детей; на занятиях по математике используется разный раздаточный
материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о машинках и т.д.)
Познавательная
деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух
противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин,
семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного
воспитания. Мы считаем, что накопленная народом педагогическая мудрость,
которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах
способствует овладению ребенком ценностями и способами полоролевого поведения.
С этой целью дети знакомились с русскими и татарскими народными играми,
заучивались пословицы и поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде;
проводились беседы на темы: "Обязанности детей в крестьянской семье",
"Семейные традиции и обычаи татарского народа", "Как трудились и
отдыхали в старину", "Как росли мои родители?" и др.
Реализация
специфических интересов мальчиков и девочек связана с организацией предметно-развивающей
среды. В старших возрастных группах для игровой деятельности мальчиков и
девочек отведено разное пространство, игрушки для детей подобраны с учетом
полового признака, в игровых уголках помещены схемы-действия мальчиков и
девочек, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения.
Овладению
опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности
способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от
пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической
силы, девочки- с аккуратностью. С детьми проводятся специфические занятия. Так,
например, плотник ДОУ учит мальчиков работать молотком и другими инструментами,
а воспитатель подготовительной группы обучает девочек кройке и шитью кукольной
одежды. В течение учебного года работает кружок "Умелые ручки", на
занятиях в котором выполнение заданий распределяется таким образом, что девочки
выполняют работу, связанную с усидчивостью, терпеливостью, а мальчики - с
умением конструировать, моделировать, с развитием творческих способностей. В
группах дети с большим удовольствием работают в "Уголке маленького
мастера" и в "Уголке маленькой мастерицы". Вместе с
воспитателями дети изготавливали подарки-сувениры воспитанникам младших групп
(мальчики - мальчикам, девочки - девочкам), "Символ мальчика" и
"Символ девочки", сувениры друг другу "В память о нашей
дружбе".
Гендерный
подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании
культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты
имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в
данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Наша
работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной
социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень
психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий
потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания
детей разного пола. Повторная диагностика воспитанников показала, что
расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных
ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики
стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки -
доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического
коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Девочки и Мальчики - два разных
мира, две планеты
Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы до века
Творим по мере наших сил.
Н.А. Заболоцкий
Многие педагоги, родители полагают,
что одинаково воспитывают мальчиков и девочек. Это не так. Одинакового
воспитания нет. На современном этапе развития, как педагогической науки, так и
общества в целом, когда проблемы образования и воспитания находятся в
центре внимания психологии и педагогики, закономерно обращение специалистов к
вопросам ‘’полового воспитания’’.
Воспитание и развитие мальчиков и
девочек настолько различно, что можно сказать, они растут в разных мирах. Каждый
из них живёт в одном мире и нам не дано попасть в мир другого пола, пожить его
проблемами, переживаниями, проникнуть в мир его мыслей, понятий, отношений и
негласных правил. И поэтому иногда нам кажется, что второго мира нет, нет
другого образа поведения, кроме нашего собственного. Но если нам не дано пожить
в другом мире, попробовать понять его мы обязаны, если хотим помочь маленькому
человеку раскрыть свои уникальные возможности, данные ему полом, если хотим
воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ.
В последнее время в воспитании
ученые предлагают педагогам обращать внимание не только на возрастные
особенности, но и на их пол. В связи с этим разработана новая технология
воспитания с учетом гендерных особенностей детей раннего и дошкольного
возраста. Сейчас в федеральных государственных требованиях к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования в образовательной области «Социализация»
поставлена сложная задача – формирование у детей гендерной
принадлежности. Педагогическая практика показывает, что в
возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до
7 лет у детей формируется гендерная
устойчивость. Детям становится понятно, что гендер не
меняется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта
принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных
желаний ребёнка.
На начальном этапе формирования
гендерной устойчивости рекомендую использовать маркеры гендерных различий:
полотенца разных цветов, постельное белье, мешочки для чешек, спортивной
обуви и формы разных цветов, метки на шкафах для одежды. Это
необходимый элемент для визуального подтверждения своего гендера.
При совместном воспитании мальчиков
и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление
разобщенности между ними и организация совместных игр и других
видов деятельности, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в
соответствии с гендерными особенностями. В помещении группы выделить
специально оборудованные игровые зоны – для девочек и
мальчиков, а также место для совместных игр и взаимообщения.
С целью воспитания детей с учетом
гендерных особенностей, рекомендую приобрести предметно - методический
комплект, разработанный Т.Н. Дороновой, в который входит заячья семья, первое
пособие для воспитателей ДОУ, годовое планирование воспитательно -
образовательной работы с детьми 3-4 лет с учетом их гендерных особенностей.
Конечно, работа должна вестись в
тесном сотрудничестве с родителями. На родительских собраниях, при беседах с
родителями необходимо советовать родителям обратить внимание на особенности
воспитания детей разного пола. Наша задача создать все условия, способствующих
гендерной социализации детей, и надеюсь положительные результаты не заставят
себя долго ждать - вырастит культура поведения и общения детей, мальчики
станут более внимательными по отношению к девочкам, а девочки –
доброжелательными по отношению к мальчикам. Конечный результат
работы на основе технологий воспитания с учетом гендерных
особенностей - твердая идентификация детьми себя с тем или иным
полом, осознание половой роли и того, что пол в этом возрасте
«переделать» уже невозможно.
Для родителей мальчиков
·
Никогда не
забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими
им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже
любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
·
Никогда не
сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные
даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
·
Не
забывайте, что мальчики и девочки по- разному видят, слышат, осязают,– разному
воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по – разному
осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы,
взрослые.
·
Помните, что
когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало
пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в
детстве с ними – неверно и бесполезно.
·
Не
переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения
вашего задания.
·
Старайтесь,
давая задания мальчикам, как в детском саду, в школе, так и в быту, включать в
них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и
показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам
открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.
·
Не забывайте
не только рассказывать, но и показывать, особенно это важно для мальчиков.
·
Никогда не
ругайте ребенка обидными словами за неспособность что – то понять или сделать,
глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет
хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких – то областях, он будет
знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что
сейчас говорите ему вы?
·
Если у вас
трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите
обвинять его в этом. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной
организации мозга, а значит, по – разному мыслите, воспринимаете, чувствуете,
т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
·
Помните,
что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность
мальчиков.
·
Ругая
мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны, т.к. он не может долго
удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и
ребенок перестанет вас слушать и слышать.
·
Прежде чем
ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
·
Не забывайте: без взрослого, без человеческого
общения, никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к
моменту рождения) развиться не могут.
·
Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том,
как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в
развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому
главной своей заповедью сделайте – «не навреди»!
Для родителей девочек
·
Никогда не забывайте,
что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им
особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить
их надо по-разному. Но обязательно очень любить.
·
Никогда не
сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные
даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.
·
Не
забывайте, что мальчики и девочки по - разному видят, слышат, осязают, по –
разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по –
разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не
так, как мы - взрослые.
·
Помните, что когда женщина воспитывает
и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный
детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.
·
С девочками,
если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения
задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить
действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по
дому выполнять точно как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на
уроке), подталкивая к поиску собственных решений: незнакомых, нетиповых заданий
·
Если вам
надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – бурная
эмоциональная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите,
в чем ее ошибка.
·
Знайте, что девочки могут
капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за
усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга).
·
Никогда не
ругайте ребенка обидными словами за неспособность что – то понять или сделать,
глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет
хуже вас. Придет время, и, по крайней мере в каких – то областях, он будет
знать и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что
сейчас говорите ему вы?
·
Если у вас
трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите
обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной
организации мозга, а значит, по – разному мыслите, воспринимаете, чувствуете,
т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.
·
Мы часто
любим в ребенке результаты своих трудов. А если результатов нет, виноват не
ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою
некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы родитель, а не он.
·
Прежде чем
ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей.
·
Не
забывайте: без взрослого, без человеческого общения, никакие высшие психические
функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения) развиться не
могут.
·
Никогда не
забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается
во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые
пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте –
«не навреди»!