Дошкольное
детство – это период активного освоения окружающего мира, первоначального
фактического формирования личности, развития личностных механизмов поведения.
Эффективность
педагогического воздействия на ребенка в этот период зависит от оптимального
выбора методов и средств воспитательной работы, которых сегодня очень много.
Тем не менее, в каждом из них обязательно присутствует общий компонент –
оценка.
С самых ранних
лет малыш слышит мнения и оценки, высказываемые о нем другими людьми
(родителями, воспитателями, детьми). Мнения эти не всегда одинаковы, а порой
очень противоречивы. Каждый человек, а тем более ребенок, нуждается в
поощрении, которое пробуждает желание работать над собой. Если ему постоянно
говорить о его слабых сторонах, у него вообще исчезнет стремление к
самовоспитанию. Между тем слишком высокое мнение о самом себе нарушает
отношения дошкольника с окружающими.
Категорию оценки
можно отнести к методам поощрения и наказания. В нашей практике воспитания
наиболее употребляемыми вербальными видами оценок являются:
прямая оценка, выражающаяся в одобрении или порицании
либо действия, либо личностных качеств субъекта и адресованная непосредственно
к субъекту. Например: "Молодец, ты приложил все старание при выполнении
работы, и она получилась замечательной", "Умница, ты была
внимательной и поэтому все задания выполнила правильно", "Из-за своей
торопливости ты разрушил Ванину постройку и ему стало больно";
косвенная оценка, выражающаяся в одобрении либо в
порицании определенных моральных качеств и поступков оцениваемого через
непрямое соотношение его с другим лицом. Например: «Некоторые дети ведут себя
сейчас, как глупые медвежата из сказки "Два жадных медвежонка"»,
"Настоящие мужчины не плачут, а молча огорчаются";
опосредованная оценка, выражающаяся в
оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку
другого субъекта, например: "Тебя все будут любить, если ты будешь
вежливым, как Инна Алексеевна", "Наша Машенька всегда старается
поступать, как добрая сказочная фея";
предвосхищающая оценка, выражающаяся в
одобрении предстоящих действий субъекта: "Ты замечательно прочтешь это
стихотворение, потому что у тебя звонкий и выразительный голос" или
"Я верю, у тебя все получится, если ты будешь внимательным";
отсутствие оценки как фактор отношения к
деятельности и личности субъекта.
Из приведенных
примеров можно выделить две функции педагогической оценки – ориентирующую и стимулирующую.
Оценку как стимул
широко применяют все педагоги ("Умница моя, у тебя получится хорошая
работа", "Я уверена, ты это знаешь", "Ты вежливая и поэтому
не забудешь поблагодарить!" и т. д.).
Ориентирующая
функция
оценки используется на практике значительно реже, хотя, педагогический эффект
ее воздействия гораздо значительнее. Например: "Марина – культурная
девочка, потому что она прикрывает рот во время кашля и просит прощения у всех
при этом", "Павлик – молодец, он знает, что ножом мы не накладываем
пищу на вилку, а только используем его как преграду", "Слава –
умница, он вспомнил, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью
мелка", "Даша – заботливая девочка, не забыла, что прежде чем одеться
самой, нужно помочь одеться малышу". Такие замечания позволяют не только
похвалить конкретного ребенка, но и помочь другим детям ориентироваться в
правильности своих действий и поступков.
В настоящее
время особую актуальность приобретают задачи формирования нравственных качеств
личности. Основной способ их решения – помощь детям в усвоении моральных норм,
регулирующих поведение. Ребенок овладевает ими под влиянием образцов и правил
поведения.
Образцами служим
мы, взрослые, наши поступки, взаимоотношения. На собственном примере мы
демонстрируем нравственные качества и их влияние на взаимоотношения ("В
нашей группе доброжелательная, спокойная обстановка, потому что мы все вежливы
и внимательны друг к другу", "У нас в группе чисто, светло, уютно,
потому что наша няня заботливая и трудолюбивая", "У нас много игр,
пособий для занятий, потому что наши воспитатели добросовестные, ответственные
педагоги", "Надежда Ивановна никогда не кричит и не разговаривает
грубо, так как она тактичный и культурный человек" и т. д.).
Понять и оценить
качества и поступки людей детям помогает художественная литература и
мультфильмы. Слушая сказку или просматривая мультфильм, они обязательно
стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой. Дошкольники не терпят в этом
отношении никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения
оценить даже неодушевленные предметы. Эта особенность позволяет формировать их
представления о нравственности и оценочные способности, а ребенку – соотносить
свои поступки и поступки героя, представлять себя в подобной ситуации.
Важнейшим
условием формирования у детей способности к адекватной оценке своих действий
является единство в оценке
окружающих. Если оценка противоречива, ребенок выбирает для себя любую из них,
чаще принимая ту, которая лестна для него или в данный момент чем-то выгодна.
Принимая во
внимание важную роль оценки для различных сторон воспитательного процесса, зная
механизмы ее воздействия на психику ребенка, ее необходимо целенаправленно
использовать для достижения большей эффективности педагогической деятельности.
В
дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать
свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и
оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста
становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах
деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных
видах деятельности их самооценка завышенная.
Самооценка
ребенка, в первую очередь, зависит от взрослых. Поэтому педагогам нужно особое
внимание уделять правильной оценке его действий и поступков. Именно действий и
поступков, но, ни в коем случае не самой личности, так как дети, особенно в
младшем дошкольном возрасте, склонны относить оценку своих поступков или
результатов своей деятельности на себя в целом.
Что такое
самооценка?
Это то, как человек
оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с
другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих
возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах.
Так постепенно складывается наша самооценка.
Адекватная
самооценка
позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и
требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная
или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.
Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной
ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о
самом себе.
Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное
отношение к своей личности.
Особенности поведения детей старшего дошкольного
возраста с различным типом самооценки:
Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с
одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они
не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать
любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают
своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они
стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются
выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут
обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают
это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с
места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.
Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они
стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как
направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.
К похвале
воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то
само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение,
тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному.
Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них
повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых
детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них — быть в
центре внимания взрослого.
Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности,
пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены,
быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении
цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В
ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей
сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание
попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к
успеху.
Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы,
скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой
момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети
тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее
отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при
эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной
самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания,
опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается
угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее
ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно
худшие результаты, чем в обычные дни.
Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление
избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи.
Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.
Эти
дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников,
попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это
чаще всего малопривлекательные дети.
Что
оказывает влияние на формирование самооценки
и
представлений ребенка о себе?
Выделяют четыре условия,
определяющие развитие самосознания в детском возрасте:
1) опыт общения ребенка с взрослыми;
2) опыт общения со сверстниками;
3) индивидуальный опыт ребенка;
4) его умственное развитие.
Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого
процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под
влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе,
складывается тот или иной тип самооценки.
Роль
взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:
- сообщение
ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
- оценка его деятельности и поведения;
- формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок
впоследствии будет оценивать себя сам;
- формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков
и сравнению их с действиями и поступками других людей.
На
протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый
авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых
о себе. В раннем и младшем дошкольном
возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим
путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных
суждений взрослого.
К
старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности,
приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и
оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и
принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его
собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть
противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7
лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают
ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности
самоанализа ограничены
Наиболее значимое влияние на
формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок
(родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет
стиль воспитания в семье. Во-первых, руководствуясь собственными
представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его
реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся
собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок
оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители.
Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него определенные личностные
ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы,
которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных
действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют
возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие
стандартам способствуют формированию позитивного образа "Я" и положительной
самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования
завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной
самооценки и негативного образа "Я".
Для ребенка
одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и
чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят
исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста
формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка.
И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать
и контролировать свои действия и поступки
Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского
самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок
познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении
с взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать
интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать
отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном
возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как
отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм
В то время как
взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к
которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве
"сравнительного материала". Поведение и действия других детей (в
сознании ребенка "таких же, как он") как бы вынесены для него вовне и
потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы
научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать
других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не
случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках
самого себя.
Если имеют
место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в
состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных
проявлений в свой адрес. Это
приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным
конфликтам с детьми.
Нередко причиной
конфликтов в детском коллективе является неумение детей понимать и учитывать
переживания и чувства других людей
Важным условием формирования
самосознания является умственное развитие ребенка. Это прежде всего способность осознавать факты своей
внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания.
Если в ранние
периоды развития восприятие ребенком своих действий и действий других людей
имеет непроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно подражает
поведению окружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становится
целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память.
Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинает
помнить последовательность событий, в психологии называют "единством и
тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом возрасте можно
говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.
В старшем
дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных
переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать,
что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит",
"Мне стыдно" и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает
свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и
детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это
значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации
(например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у
него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности
("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной
никто не хочет играть").
В дошкольном возрасте формируются предпосылки
рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.
Рассмотренные
условия (опыт общения со взрослыми и детьми, опыт индивидуальной деятельности и
умственное развитие ребенка) оказывают неодинаковое влияние на развитие
детского самосознания в различные возрастные периоды.
В младшем дошкольном возрасте ведущую роль в формировании самосознания
ребенка играет опыт общения со взрослыми. Индивидуальный опыт в этом возрасте
еще очень беден, недифференцирован, слабо осознается ребенком, а мнение
сверстников полностью игнорируется.
В среднем дошкольном возрасте взрослый остается для ребенка абсолютным авторитетом,
обогащается индивидуальный опыт, расширяется объем знаний о себе, полученных в
различных видах деятельности. Значительно возрастает влияние сверстников, в
ряде случаев ориентация на мнение группы детей оказывается ведущей. (Всем
родителям, например, известны случаи отказа надеть что-то, потому что над этим
смеются дети в детском саду). Это период расцвета детского конформизма.
В старшем дошкольном возрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт,
обладает способностью наблюдать и анализировать действия и поступки других
людей и свои собственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности
оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в
том случае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание
факторов развития самосознания характерно не для всех детей, фактически
достигших старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень
психического развития которых соответствует переходному периоду — кризису семи
лет.
Как развивать самосознание ребенка,
формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать
себя, свои поступки и действия?
1. Оптимизация родительско-детских отношений:
необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения
к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях,
уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и
последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.
2. Оптимизация отношений ребенка со
сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с
другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить
причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.
3. Расширение и обогащение индивидуального
опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше
возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него
возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.
4. Развитие способности анализировать свои
переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно
оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его
действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы
их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он
справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится
Родители должны помнить об основных правилах
в воспитании:
1.
Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь
строить, рисовать... подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить
побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих
силах, способностях.
С
переживания низкой самооценки, вызванной отношением взрослых, начинается
невротическое развитие ребенка.
2.
Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка
распространялась на его личность, то есть ребенка надо критиковать за его
поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс
неполноценности, а следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и
уровень притязаний.
3.
Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к
ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску,
в которой заключено отношение к ребенку.
4.
Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его
нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются с од¬ной стороны,
психотравмирующими, а с другой - формируют негативизм, эгоизм, зависть.
5.
Родители должны создавать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой
он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае
он может нормально воспринимать чужие успехи, без снижения самооценки.
6.
Главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной
адаптации ребенка исходила из его возможностей.
7.
В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных
оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
Соблюдение родителями вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит
наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование
адекватной самооценки и уровня притязаний.