Средняя группа
Автор – разработчик:
воспитатель – Лимаренко Т.Н.
Актуальность проекта: Главная задача экологического воспитания –
это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к
людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности,
в первую очередь, за собственное поведение и поступки. Но сформировать экологическую культуру без
знаний об окружающем мире невозможно. А вокруг нас так много неизведанного и
прекрасного. Необходимо, чтобы дети познакомились с этим загадочным и
таинственным миром. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить
знания и представления о жизни обитателей водоемов, развить связную речь,
творческие способности детей, воспитать чувство любви к природе, желание беречь
и охранять её.
Вид проекта: Информационно - творческий, групповой.
По продолжительности реализации: один месяц, долгосрочный
Проблема: У рыб особая среда обитания – вода.
Дети сравнительно редко бывают возле каких-либо водоемов и практически не имеют
возможности наблюдать рыб в их естественной среде. Даже летом, отдыхая на море
или реке, т.е. на пляжах, невозможно увидеть рыб и красоту подводного мира.
Надо помочь детям узнать, обитателей водоёмов и их среду обитания.
Основные направления проекта:
1. Работа с дошкольниками.
2.Работа с родителями.
Игровая мотивация: «Путешествие в подводный мир».
Участники проекта:
1.
Дети
дошкольного возраста (4-5 лет).
2.
Родители
воспитанников.
3.
Воспитатели
группы.
Цель: Познакомить детей с разнообразием обитателей водоемов, их
связью со средой обитания; сформировать у детей осознанно-правильное отношение
к представителям живой природы;
убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Задачи:
1.
Расширять
представления детей об обитателях водоемов.
2.
Учить
на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и
заключения.
3.
Учить беречь
окружающую среду.
4.
Развивать
способность вслушиваться в звуки природы.
5.
Воспитывать
эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Средства для решения задач:
1.
Научно-методическая
литература.
2.
Изучение
передового опыта.
3.
Игры,
беседы, рассматривание иллюстраций.
4.
Фронтальные
занятия.
5.
Создание
развивающей среды.
6.
Работа
с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
1.
Дети
в своей деятельности:
·
воспроизводят
в своей деятельности вместе со взрослым или по его показу знания об
особенностях строения тела обитателей водоемов, способах их передвижения
(плавает, ползает), способах маскировки, путем составления описательного
рассказа с использованием рисунка;
·
понимают,
что деятельность человека и окружающая среда тесно взаимосвязаны между собой,
что существует определенное поведение человека в природе;
·
применяют
полученные знания, навыки и умения в
своей игровой и повседневной деятельности.
2.
Родители принимают участие в педагогическом процессе,
укрепляют заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный - постановка проблемы;
разработка плана проекта; создание
соответствующей развивающей среды в группе; сбор и накопление материала по
проблеме; информирование и ознакомление родителей с темой проекта.
2. Основной -
постановка перед детьми проблемы «Какие бывают обитатели водоемов?»; привлечение детей к участию в планировании
деятельности и реализации намеченного перспективного плана; создание условий для взаимодействия взрослых
и детей; знакомство с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке
и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбки», загадывание загадок; прослушивание детских песен на морскую
тематику, звуков моря; просмотр
мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «Девочка
и дельфин», «Золотая рыбка» из серии «Маша и Медведь».
3.
Практико-аналитический - изучение мнения
всех участников проекта о работе по реализации проекта; поисковая работа по подбору иллюстративного
материала по теме «Морские
обитатели», организация и
проведение презентации «Путешествие в
подводный мир»»; составление сборника
детских рассказов об обитателях водоемов совместно с родителями;
4. Продуктивный - занятие «Рыбки плавают в аквариуме»,
рисование; занятие «Наш аквариум», лепка; конструирование из бумаги «На дне морском», оригами; презентация
сборника детских рассказов о морях и океанах; презентация как развлечение для детей и родителей.
Предварительная работа:
·
Поисковая
работа по подбору иллюстративного материала, по теме «Морские обитатели».
·
Знакомство
с литературными произведениями: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х.
Андерсен «Русалочка», Ю. Кушак «Аквариум».
·
Разучивание
пальчиковой гимнастики «Рыбки».
·
Загадывание
загадок.
·
Чтение
стихотворений.
·
Прослушивание
детских песен на морскую тематику.
·
Просмотр
мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка»,
«Девочка и дельфин», «Золотая рыбка» из серии «Маша и Медведь».
·
Изготовление необходимого оборудования.
Билингвальный компонент:
1.
Вода
– Су
2.
Рыба- Балық
3.
Сказка- Ертегі
4.
Дно- Түбі
5.
Синий- Көк
6.
Золотой- Алтын
7.
Плавать- Жүзе
8.
Кушать- Жеу
9.
Красиво- Әдемі
10.
Холодно- Суық
11.
Кто
это?- Бұл кім?
Сотрудничество с семьёй:
Выставка «Обитатели водоемов»: родители записывают, придуманный ребёнком,
рассказ об обитателе водоема, помогают оформить рисунками или фотографиями.
Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, слайды, книги, художественные
произведения и материалы, фотоаппарат, компьютер, материалы для изобразительной
и конструкторской деятельности.
Реализация проекта
№ п\п |
Вид деятельности |
Совместная деятельность с детьми |
Совместная деятельность с родителями |
1 |
Наблюдения
|
Экскурсия в центральный холл детского сада (золотые рыбки и сом в аквариуме); аквариум в группе (гуппи)
|
Родители со своим ребенком дома - организуют поход в зоологический магазин (рыбы в аквариуме); разведение рыбок дома |
2 |
Беседы |
О рыбах, о подводном мире; об обитателях реки Аксу.
|
|
3 |
Рассматривание иллюстраций
|
Набор картинок «Подводный мир»
|
|
4 |
Просмотр мультфильмов: |
«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин; «Русалочка» Г.-Х. Андерсен, «Девочка и дельфин», «Золотая рыбка» из серии «Маша и Медведь»
|
|
5 |
Чтение художественной литературы |
Г.-Х.Андерсен "Русалочка", А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Ю. Кушак «Аквариум»
|
|
6 |
Дидактические игры |
«Знаем, знаем!», «Плавает - не плавает», « Зверь рыба, птица, небылица», «Помоги Незнайке!», «Что перепутал художник?», «Закончи рисунок», «Что мы знаем о воде?»
|
|
7 |
Словесные игры |
«Опиши животное», «Отгадай загадку», «Чьи детки?», «Найди животное по описанию», «Назови одним словом», «Кто больше заметит небылиц?» |
|
8 |
Лепка |
«Наш аквариум»
|
|
9 |
Конструирование из бумаги - оригами |
«На дне морском» |
|
10 |
Музыкальная деятельность |
Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря»
|
|
11 |
Сюжетно – ролевые игры: |
«Путешествие на корабле», «Моряки»
|
|
12 |
Подвижные игры |
«Море волнуется», «Невод», «Рыбаки и рыбки» |
|
13 |
Исследовательский компонент |
Наблюдения, беседы.
|
Дети совместно с родителями находят и подготавливают материал для презентации. Дети изучают внешний вид, строение морских обитателей, питание, повадки, среду обитания, способ передвижения |
14 |
Консультация |
|
Тема «Ребенок и природа» |
14 |
Презентация проекта. |
Развлечение «Путешествие в подводный мир» |
|
Итог реализации проекта «Обитатели водоемов"
1. Расширили знания об обитателях водоемов.
2. В результате реализации проекта дети получили представление о различных источниках информации и способах работы с ними.