Презентация опыта работы
Тема: «Развитие эколого-исследовательской
деятельности у дошкольников»
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Природа
оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное,
трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас -
взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе,
охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в
развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное
отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических
позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения
природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и
осознанного поведения в природной среде.
Актуальность
опыта.
Дошкольный
возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного
отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим
миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает
важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической
культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека.
Ребенок
по природе своей исследователь.
Исследовательская, поисковая активность – это естественное состояние
ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для
того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс
саморазвития. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его
умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей
современного образования.
Цель: Экологическое воспитание дошкольников, через
исследовательскую деятельность.
Эколого-
исследовательская деятельность определяется задачами
Задачи
1.
Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 2. Развивать умения, определять возможные методы
решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно; 3. Воспитывать у дошкольников гуманно-ценностное отношение к
природе.
При изучении данной темы я определила следущие этапы работы
1 этап – организационный: На данном этапе выбираются и формулируются
проблемы, которые будут разрешены в
ходе исследовательской деятельности.
Сбор
информации по проблеме, проведение
диагностики
2
этап – практический: разработка и
проведение занятий и индивидуальной работы с детьми по развитию способностей к
исследовательской деятельности, корректировка методов и средств достижения поставленных
задач, разработка плана взаимодействия с родителями.
3 этап – обобщающий:
На этом этапе определяются способы обработки полученных
данных.
Итоговая
диагностика способностей детей, оценка результатов.
Эколого - исследовательская деятельность интегрировалась
в различные виды деятельности: физическое развитие, социально-личностное
развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Опыт моей работы показал, что в результате происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его
мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза. Необходимость рассказать об увиденном,
формулировать обнаруженные закономерности
и выводы, стимулирует развитие речи. В результате работы я
добилась положительных результатов и выяснила:
·
у
детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления
·
сформировались
трудовые навыки, научились практическим действиям в исследовании объектов
·
сформировано
осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы
·
родители стали активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с
дошкольниками.
Воспитатель
Жапарова К.Ж.