Тема «Музыкально - дидактическая игра, как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Оной и продуктивных форм работы с детьми - считаются музыкально - дидактические игры, значимость которых, состоит в том, что они являются самым доступным видом деятельности. Эти игры проводятся на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества.
По мнению ученых Н.А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, музыкально-дидактические игры являются важным средством обучения сенсорного воспитания. Основное назначение их развивать музыкальные способности, углублять у детей представления о средствах музыкальной выразительности. Опираясь на опыт ведущих специалистов в области музыкального воспитания, я пришла к выводу о значимости и актуальности
выбранной мной темы.Проводя анализ мониторинга музыкального развития детей старшего дошкольного возраста, было отмечено слабое развитие сенсорных способностей детей, а это значит у детей слабо развито слуховое внимание и слуховая память.
В связи этим возникла необходимость применения таких форм работы, которые бы помогли улучшить развитие музыкальных способностей у детей. Среди всех видов деятельности именно музыкально-дидактическая игра – самый уникальный вид деятельности дошкольного возраста, доступна детскому пониманию и вызывает активный интерес и желание участвовать в этих играх.
На протяжении нескольких лет я веду углубленную работу по теме «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста средствами музыкально-дидактических игр»
Цель работы заключалась в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.
Самый интересный и творческий этап в моей работе это разработка цикла музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по сравнению с другими видами музыкальной деятельности музыкальная игра вообще и музыкально-дидактическая игра в частности – самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста
В своей работе по развитию музыкальных способностей детей, я имею возможность работать с мультимедийными устройствами. Разработанные мной флипчарты и презентации к занятиям в программе ActivInspire, РowerPoint
- богатой техническими возможностями, помогают делать встречи с детьми по-настоящему интерактивными, наглядными, эффективными. Используя крупные яркие изображения, музыкальные файлы, передвигая объекты
стилусом или просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения.
Для удобства использования музыкально-дидактических игр в работе создала картотеку музыкально-дидактических игр в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Опыт работы по развитию музыкальных способностей детей через использование музыкально-дидактических игр был представлен на областном и Республиканском конкурсе, на ГМО музыкальных руководителей, на семинаре музыкальных руководителей города. Цикл игр был представлен экспертный совет отдела образования.
Принимаю активное участие на образовательных сайтах в социальных сетях таких как МААМ.RU, PRODLENKA.RU. EDCOMMUNITY.RU, PROSHKJLU.RU, международное онлайн - сообщество Promethean Planet. На этих сайтах созданы личные страницы, где размещаю свои материалы, делюсь своим опытом с коллегами.
Ими интересуются музыкальные руководители, воспитатели и учителя начальных классов. Принимаю активное участие в республиканских, международных и областных конкурсах
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по использованию музыкально-дидактических игр способствует успешному развитию музыкальных способностей дошкольников. Музыкально-дидактические
игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.
Последовательность, систематичность, эмоциональный настрой, разнообразные методы и приёмы – главное
направление в моей работе.
Анализируя опыт работы, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании работы над развитием музыкальных способностей дошкольников. Его я вижу в интегрированном подходе, который является стержневым и отражает взаимосвязь и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, что позволяет значительно повысить эффективность образования, «на малом учить многому».
Минчукова Т.Н – музыкальный руководитель детского сада